Импортозамещение в инфраструктуре ЦОД в РФ: актуальные вопросы: различия между версиями

Материал из Голос отрасли ЦОД
 
Строка 33: Строка 33:


* '''Собственное производство.''' Российские вендоры по понятным причинам рассчитывают на большое увеличение объемов спроса, наращивая производство и расширяя модельный ряд. На смену той же Cummins Power Generation, ушедшей с рынка РФ, готовы прийти российские производители дизель-генераторов вроде ООО «Промышленные силовые машины» (ПСМ), которые изготавливают оборудование локально в России и имеют, соответственно, сертификат российского образца. В других областях также имеются собственные вендоры вроде ОВЕН (автоматика), DKС и VYBOS (системы охлаждения). С системами безопасности и СКС (структурированная кабельная система), а также щитовым оборудованием проблем нет. Справедливости ради следует отметить наличие ряда проблем, таких как отсутствие спиральных компрессоров и электронно-управляемых вентиляторов. Но наличие в России обширных природных ресурсов и «человеческого капитала» способствует развитию собственного производства. Государство также сейчас делает многое для стимулирования импортозамещения. В частности, через Фонд развития предпринимательства (ФРП) заинтересованным сторонам предоставляются гранты, тендерное финансирование и заемный капитал под 1 % годовых на 5 лет. На сайте ФРП опубликованы тендеры на разработку конструкторской документации разного оборудования для ЦОД, включая необходимые отрасли компрессоры и вентиляторы. Так, на разработку электронно-коммутированного вентилятора власти готовы выделить 38 млн руб., чего, по мнению экспертов, вполне достаточно. Ожидается, что к процессу подключатся ВУЗы и крупные конструкторские бюро. В свою очередь, фактически «бесплатные» кредиты идут на решение в том числе следующих задач:
* '''Собственное производство.''' Российские вендоры по понятным причинам рассчитывают на большое увеличение объемов спроса, наращивая производство и расширяя модельный ряд. На смену той же Cummins Power Generation, ушедшей с рынка РФ, готовы прийти российские производители дизель-генераторов вроде ООО «Промышленные силовые машины» (ПСМ), которые изготавливают оборудование локально в России и имеют, соответственно, сертификат российского образца. В других областях также имеются собственные вендоры вроде ОВЕН (автоматика), DKС и VYBOS (системы охлаждения). С системами безопасности и СКС (структурированная кабельная система), а также щитовым оборудованием проблем нет. Справедливости ради следует отметить наличие ряда проблем, таких как отсутствие спиральных компрессоров и электронно-управляемых вентиляторов. Но наличие в России обширных природных ресурсов и «человеческого капитала» способствует развитию собственного производства. Государство также сейчас делает многое для стимулирования импортозамещения. В частности, через Фонд развития предпринимательства (ФРП) заинтересованным сторонам предоставляются гранты, тендерное финансирование и заемный капитал под 1 % годовых на 5 лет. На сайте ФРП опубликованы тендеры на разработку конструкторской документации разного оборудования для ЦОД, включая необходимые отрасли компрессоры и вентиляторы. Так, на разработку электронно-коммутированного вентилятора власти готовы выделить 38 млн руб., чего, по мнению экспертов, вполне достаточно. Ожидается, что к процессу подключатся ВУЗы и крупные конструкторские бюро. В свою очередь, фактически «бесплатные» кредиты идут на решение в том числе следующих задач:


* Закупка дополнительного станочного оборудования;  
:* Закупка дополнительного станочного оборудования;  
* Закупка комплектующих;  
:* Закупка комплектующих;  
* Оснащение собственных складов и исследовательских центров на территории Российской Федерации.
:* Оснащение собственных складов и исследовательских центров на территории Российской Федерации.


* '''Выкуп российскими вендорами производственных площадок западных компаний, которые уходят из РФ, и предоставление государством грантов местным вендорам на развитие собственного производства.''' Одновременно проводятся своего рода сделки по присоединению и поглощению − когда российские вендоры расширяют собственные производственные мощности за счет поглощения заводов иностранных производителей, покинувших территорию Российской Федерации, включая европейские и международные концерны. Соответственно, российские вендоры получают всю документацию, станочный парк, производственные площадки и специалистов, интегрируемых в новые компании. В частности, можно упомянуть поглощение завода по производству приточно-вытяжных установок наружного и внутреннего исполнения в Подмосковье.   
* '''Выкуп российскими вендорами производственных площадок западных компаний, которые уходят из РФ, и предоставление государством грантов местным вендорам на развитие собственного производства.''' Одновременно проводятся своего рода сделки по присоединению и поглощению − когда российские вендоры расширяют собственные производственные мощности за счет поглощения заводов иностранных производителей, покинувших территорию Российской Федерации, включая европейские и международные концерны. Соответственно, российские вендоры получают всю документацию, станочный парк, производственные площадки и специалистов, интегрируемых в новые компании. В частности, можно упомянуть поглощение завода по производству приточно-вытяжных установок наружного и внутреннего исполнения в Подмосковье.   

Текущая версия на 16:16, 31 января 2023

Термин «импортозамещение», описывающий замену импортной продукции аналогами, произведенными внутри определенной страны, по понятным причинам получает все более широкое распространение в РФ. И российская отрасль ЦОД не является исключением. Рассмотрим актуальные вопросы импортозамещения в инфраструктуре дата-центров в РФ.

Четыре ключевых драйвера импортозамещения в инфраструктуре дата-центров в РФ

1. Пандемия, подстегнувшая спрос на услуги ЦОД и аренду помещений внутри дата-центров, а также серьезное нарушение логистических цепочек во всем мире. На развитие российской отрасли ЦОД и состояние рынка услуг дата-центров сильно повлияли события, связанные с пандемией коронавируса. Влияние касалось главным образом спроса и логистики. Описанные ниже факторы в совокупности стимулировали российских производителей инфраструктурных систем для ЦОД осуществлять импортозамещение.

  • Спрос. Нагрузка на инфраструктуру ЦОД выросла, в том числе, вследствие популяризации удаленной работы и развития электронной коммерции, приведшего к приходу на рынок достаточно крупных зарубежных игроков (интернет-площадок). Развивались различные облачные сервисы, и компании уходили в облако, организовывая удаленные рабочие места. Это привело к тому, что мощности ЦОД начали стремительно утилизироваться. Вследствие чего операторы ЦОД начали активно расширять существующие площадки и строить новые. Застройщики коммерческой недвижимости начали представлять свои программы либо по перепрофилированию существующих площадей, либо по строительству новых площадок. Достаточно бурно шло развитие в регионах РФ. Это привело к тому, что на конец 2021 года общий объем рынка составил, по разным оценкам, от 50 до 53 тысяч стоек, а общее энергопотребление IT-оборудования в российских ЦОД составило более 250 мегаватт. На долю Москвы пришлось 77 % от общего объема рынка. Далее следовали Санкт-Петербург и Северо-Западный округ (14 % в совокупности), а также Приволжский федеральный округ (5 процентов). Остальные регионы занимали около двух-трех процентов каждый. Ввиду достаточно большого спроса за предыдущие годы количество свободных площадей в российских центрах обработки данных стремительно сократилось. Если в 2019−2021 гг. объем свободных площадей составлял от 11 до 18 %, то на начало 2022 года на рынке было представлено всего не более 2 %. Иными словами, корпоративным заказчикам было достаточно сложно найти площадку, которая могла бы разместить более 300 стоек одномоментно. Отчасти поэтому в период с 2019 по 2021 годы к проектированию и строительству на ближайшие несколько лет заявлен ряд проектов с общим числом стоек, соответствующим примерно 50 % существующего рынка на текущий момент. Таким образом, ситуация достаточно сильно изменилась за последние несколько лет.
  • Логистика. Пандемия привела к разрушению и фрагментации цепочек поставок еще до обострения геополитической ситуации, которое, в свою очередь, усилило уже существующие проблемы. Так, в 2021 году стоимость контейнерных перевозок выросла в несколько раз, а по некоторым направлениям − в десятки раз. Эксперты ожидали, что данное явление будет носить временный характер. Но прогнозы оказались далеки от реальности.

2. Санкции, введенные Западом после 24 февраля 2022. Санкции Запада на порядок усложнили или сделали невозможными поставки оборудования из Евросоюза и США, а также привели к уходу значительной части Западных вендоров из РФ и заставили российские IT-компании, использовавшие услуги европейских colocation-провайдеров, искать площадки на родине. Рассмотрим ключевые моменты подробнее:

  • Отказ европейских colocation-провайдеров продолжать сотрудничество с русскими клиентами. Многие операторы связи отказались работать с российскими клиентами. Аналогичным образом поступили владельцы многих коммерческих центров обработки данных в Европе, фактически отказавшись предоставлять сервис российским клиентам, в результате чего последние были вынуждены переводить свою инфраструктуру в РФ. Данный тренд создал дополнительное давление на российский рынок и повысил востребованность импортозамещения в инфраструктуре ЦОД в России.
  • Исход европейских вендоров. В результате событий, последовавших за 24 февраля 2022 года, многие вендоры и международные ассоциации объявили о сворачивании своего присутствия в РФ. Даже структуры, которые формально не перестали сотрудничать с российскими партнерами, в большинстве своем существенно сократили взаимодействие с россиянами. Нередко западные партнеры не формулируют официальный отказ российским контрагентам, но при этом затягивают сроки реализации заказов и проектов, создавая предпосылки для того, чтобы клиенты из РФ сами выходили из партнерских отношений. Соответственно, в результате всех событий, которые произошли после 24 февраля, возникла большая неопределенность в плане поставок оборудования из Европы и США, нарушились логистические цепочки, и выросли риски, связанные с доступностью инженерного оборудования, запчастей и сервиса для уже установленного оборудования и для оборудования, которое планировалось к установке в рамках новых проектов (уже было закуплено и лежало на складах). Рассмотрим в качестве примера производителей импортных дизель-генераторов и двигателей для ДГУ. Так, компания Kohler Co сразу после 24 февраля объявила о прекращении поставок на рынок РФ. Компания MTU аналогичное объявление сделала с небольшой задержкой − так же, как и Cummins Power Generation. Компания Caterpillar заняла другую позицию: вендор официально с рынка не уходил, но фактически создал внутренние препятствия для реализации продаж своего оборудования, искусственно затягивая подготовку коммерческого предложения и увеличивая сроки поставок, а также повышая стоимость. Компании Volvo Penta и Scania не просто ушли с рынка, но также закрыли доступ к своим сервисам. То есть сейчас продиагностировать двигатель с электронным управлением и «мозгами» от одного из данных вендоров крайне сложно или практически невозможно. Естественно, в результате изменения логистических цепочек существенно увеличились сроки реализации проектов.

3. Общемировой тренд к удорожанию продукции, включая решения для ЦОД. Статистика показывает быстрое раскручивание инфляционной спирали даже в наиболее развитых странах Запада, где инфляция сегодня является проблемой номер один для многих предприятий и граждан. Общемировая инфляция сильно нивелирует преимущества организации импорта инфраструктуры ЦОД с Востока (включая Китай и Вьетнам) с точки зрения стоимости рабочей силы, доля которой в производстве оборудования существенно сокращается. Одновременно и без того дорогое оборудование, производимое в Европе и США, под воздействием инфляции становится еще дороже.

4. Интерес к российским наработкам со стороны иностранных владельцев и операторов ЦОД. Эксперты дополнительно отмечают целесообразность стимулирования импортозамещения в инфраструктуре ЦОД в России для развития местных производств, работающих не только на удовлетворение локального спроса, но и на экспорт. В частности, появилась заинтересованность в российской экспертизе со стороны стран Азии и Африки. Например, есть интерес со стороны Египта и со стороны Монголии как по взаимодействию с существующими площадками, так и по строительству новых площадок. Ряду государств постсоветского пространства также интересна инфраструктура ЦОД, производимая в РФ.


Как происходит импортозамещение в инфраструктуре ЦОД в России?

Итак, из сказанного следует, что пандемия, события после 24 февраля 2022 года и некоторые другие факторы разрушили многие логистические схемы и производственные стратегии, заставив рынок ЦОД РФ меняться.

Что касается применяемого в российских ЦОД оборудования − по состоянию на начало года наблюдалось превалирование продуктов американских и европейских производителей. Сейчас все массово переориентируются на оборудование производства либо Китая, либо России. К счастью, хороших китайских и российских производителей хватает, и большинству решений для ЦОД можно найти замену − пусть и не такую энергоэффективную и проработанную, но вполне доступную в плане цены и сроков доставки. Но это лишь «вершина айсберга». Рассмотрим, как именно проходит импортозамещение в инфраструктуре ЦОД в России прямо сейчас.

  • Нормативно-правовая база. Активно создается локальная нормативная база. Ведется разработка и подготовка к внедрению российской системы сертификации центров обработки данных. Эксперты подчеркивают, что организация поставок локализованной системы российского происхождения с российским сертификатом позволит активно работать с госструктурами и другими местными клиентами.
  • Собственное производство. Российские вендоры по понятным причинам рассчитывают на большое увеличение объемов спроса, наращивая производство и расширяя модельный ряд. На смену той же Cummins Power Generation, ушедшей с рынка РФ, готовы прийти российские производители дизель-генераторов вроде ООО «Промышленные силовые машины» (ПСМ), которые изготавливают оборудование локально в России и имеют, соответственно, сертификат российского образца. В других областях также имеются собственные вендоры вроде ОВЕН (автоматика), DKС и VYBOS (системы охлаждения). С системами безопасности и СКС (структурированная кабельная система), а также щитовым оборудованием проблем нет. Справедливости ради следует отметить наличие ряда проблем, таких как отсутствие спиральных компрессоров и электронно-управляемых вентиляторов. Но наличие в России обширных природных ресурсов и «человеческого капитала» способствует развитию собственного производства. Государство также сейчас делает многое для стимулирования импортозамещения. В частности, через Фонд развития предпринимательства (ФРП) заинтересованным сторонам предоставляются гранты, тендерное финансирование и заемный капитал под 1 % годовых на 5 лет. На сайте ФРП опубликованы тендеры на разработку конструкторской документации разного оборудования для ЦОД, включая необходимые отрасли компрессоры и вентиляторы. Так, на разработку электронно-коммутированного вентилятора власти готовы выделить 38 млн руб., чего, по мнению экспертов, вполне достаточно. Ожидается, что к процессу подключатся ВУЗы и крупные конструкторские бюро. В свою очередь, фактически «бесплатные» кредиты идут на решение в том числе следующих задач:
  • Закупка дополнительного станочного оборудования;
  • Закупка комплектующих;
  • Оснащение собственных складов и исследовательских центров на территории Российской Федерации.
  • Выкуп российскими вендорами производственных площадок западных компаний, которые уходят из РФ, и предоставление государством грантов местным вендорам на развитие собственного производства. Одновременно проводятся своего рода сделки по присоединению и поглощению − когда российские вендоры расширяют собственные производственные мощности за счет поглощения заводов иностранных производителей, покинувших территорию Российской Федерации, включая европейские и международные концерны. Соответственно, российские вендоры получают всю документацию, станочный парк, производственные площадки и специалистов, интегрируемых в новые компании. В частности, можно упомянуть поглощение завода по производству приточно-вытяжных установок наружного и внутреннего исполнения в Подмосковье.
  • «Параллельный импорт» компонентов для нужд российских производителей и пользователей инфраструктурных систем. Возможность импорта инфраструктурных решений для ЦОД из стран Запада не исчезла полностью. Некоторые системы можно привезти из той же Европы, заплатив больше за логистику. В частности, налаживается «параллельный импорт». Идут поставки из Тайваня и Турции. В некоторых случаях итоговая цена оказывается вполне демократичной. Но данный вариант становится малопривлекательным, когда выясняется, что компания-поставщик или производитель не готова помогать с пусконаладкой и техобслуживанием. Оказывать содействие в этих вопросах западные вендоры отказываются и клиентам из РФ, которые еще до событий 24 февраля завезли оборудование и готовились запустить инфраструктуру. Некоторые российские операторы и владельцы ЦОД готовы так работать, закупая, например, ряд компонентов на складах ЗИП. Этому способствует тот факт, что положение на рынке несколько стабилизировалось (по сравнению с неопределенностью марта или апреля) и не вводятся новые санкции, которые ранее рушили логистические цепочки. В качестве альтернативы эксперты рекомендуют приобретать только механические компоненты (например, двигатель для ДГУ) без электронных «мозгов», поскольку это страхует от риска, что будет закрыт доступ к сервисам и возможности продиагностировать двигатель.
  • OEM-партнерство. Эксперты сходятся во мнении, что импорт в любом случае будет существовать, поскольку ни одна страна, включая Россию в сегодняшних реалиях, не способна стать рынком замкнутого цикла и производить все на сто процентов самостоятельно. В этом контексте на первый план выходит концепция OEM-партнерства и ввоза оборудования из дружественных стран, в том числе из Китая, Индии и Турции. Например, уже сегодня можно поставлять готовые комплекты ДГУ и теплохладотехники. Такой подход уже использует компания Яндекс, закупая детали для собственной техники у китайских производителей (например, вентиляторы − у компании Sanmu).
  • Российские операторы ЦОД начинают коммерциализацию решений, изначально создававшихся для закрытия внутренних потребностей. Многие российские IT-компании, как выяснилось после событий 24 февраля, имели собственные инфраструктурные решения, и уход западных вендоров с рынка на них существенно не повлиял. Речь идет о решениях, которые компании разрабатывали в первую очередь для себя и своих целей и уже успели применить при реализации различных проектов. После февральских событий эти российские компании начали выводить такие проприетарные решения на рынок, позволяя другим операторам и владельцам ЦОД в РФ заменить европейские и американские продукты локальными аналогами. Например, одна из российских компаний начала разрабатывать внутренний продукт для интеграции инженерного оборудования в собственную облачную платформу, чтобы иметь возможность обслуживать своих клиентов, удаленно собирать статистику и иметь удаленный доступ к установленному оборудованию. В итоге это вылилось в создание проприетарного контроллера и своих собственных датчиков, а также ПО. Фактически появился программно-аппаратный комплекс, связанный с облачной платформой, позволяющий вести мониторинг инженерного оборудования и управлять распределенными площадками ЦОД. Это решение позиционируется как замена программно-аппаратным комплексам именитых производителей вроде Schneider Electric, Siemens и Honeywell.
  • Релокация производства инфраструктуры ЦОД в РФ из Европы. Согласно инсайдерской информации, некоторые вендоры из Европы прорабатывают вопрос о начале производства инфраструктурных решений для ЦОД и их компонентов (включая, например, спиральные компрессоры) на территории Российской Федерации. Причина – усложнение производства в Европе, где наблюдаются проблемы с энергетикой, материалами и прочими ресурсами. Некоторые европейские производители исчерпали квоты на металл: если раньше завод потреблял 100 тонн металла, то теперь Еврокомиссия допускает потребление лишь 50 тонн, перекладывая на плечи европейского производителя многочисленные проблемы, включая полугодовой простой. В данном контексте некоторые эксперты предполагают, что «параллельный импорт» из Европы скоро закончится – и не по причине новых санкций или дальнейшего усложнения логистики, а вследствие отсутствия у европейских вендоров продукции, которую можно было бы импортировать в РФ через третьи страны.

Подводя итог, следует отметить наличие множества предпосылок и возможностей для создания импортозамещающего производства инфраструктурных систем для дата-центров на территории Российской Федерации, и это производство, согласно оценкам экспертов, уже достаточно быстро развивается.